Справочное пособие по конструированию тестов

       

и неизбежно неточных инструкциях для


При тех сложных и неизбежно неточных инструкциях для конструирования заданий тестов личности, приведенных в данной главе, наиболее ценным может оказаться краткое пошаговое описание интересующей нас процедуры. Оно и приводится ниже. Полное обоснование всех этих положений содержится в тексте главы.
(1) Перечислите черты и особенности поведения из описаний в психологической литературе.
(2) Преобразуйте описание каждой черты или особенности поведения в задание. Это лучше всего сделать при помощи обычных форм заданий опросников: (а) дихотомических заданий (типа "да-нет"); (б) трихотомических заданий (типа "да-?-нет"): (в) альтернативных заданий; (г) заданий типа "нравится-не нравится"; (д) заданий с вынужденным выбором; (е) заданий с рейтинговыми шкалами. Выбор формы задания зависит от особенностей используемого материала и оценки преимуществ и недостатков каждого типа заданий.
(3) Независимо от используемого типа заданий старайтесь, чтобы назначение каждого задания не было слишком очевидным.
(4) формулируйте каждое задание понятно и недвусмысленно.
(5) Насколько возможно, обеспечьте, чтобы каждое задание относилось к какой-либо конкретной области поведения.
(6) В каждом задании должен содержаться только один вопрос или одно утверждение.
(7) Избегайте использовать термины частоты и другие субъективные выражения.
(8) Когда это возможно, задания должны касаться поведения, а не чувств и отношений.
(9) Обеспечьте, чтобы ответы на задания давались быстро.
(10) Избегайте влияния основных установок на ответы, таких как установка на согласие и установка на социально одобряемые ответы.
(11) Вероятность проявления установки на согласие лучше всего уменьшается формулированием понятных заданий и использованием сбалансированных шкал.
(12) Проверьте при помощи процедур анализа заданий то, что тенденция к согласию – несущественный фактор.
(13) Установки на социально одобряемые ответы легче всего избежать путем тщательного формулирования заданий.
(14) Проверьте при помощи техники анализа заданий, что установка на социально одобряемые ответы – несущественный фактор.
(15) Избегайте с помощью адекватной формы заданий влияния установок на выбор крайних или средних категорий ответов.
(16) Проверьте при помощи процедуры валидизации, что влияние установок на ответы не является существенным. Если тесты валидны, то установки на ответы не могут оказывать влияние на их показатели.


Было немало сказано о двух подходах к разработке объективных тестов, предназначенных для изучения темперамента. Вы увидели, что существуют некоторые полезные наставления, приемлемые для работающих в этой наиболее трудной области тестирования, правила ; касающиеся формы и содержания тестов. Несмотря на то, что хотя я и показал, как некоторые явные проблемы могут быть искусно обойдены, очевидно, что многое зависит от: (а) интуиции, основанной на знании общей психологии и ранее изученных факторов темперамента, и (б) реальных факторов, выявляющихся в исследованиях.
Я не предложил более подробного рассмотрения конструирования объективных тестов, потому что с моей точки зрения существует такое огромное количество уже созданных, но с неизвестной валидностью, что разработчику тестов лучше было бы посоветовать изучить на практике то, что уже сделано, прежде чем приниматься за эту трудную задачу самому. Многие из широко известных и эффективно валидизированных объективных тестов были разработаны Айзенком и его коллегами в Моудслейском госпитале, и большинство из этих средств измерения относятся к трем основным факторам: экстраверсии, нейротизму и психотизму. Подробности об этих тестах могут быть найдены в различных местах объемных публикаций Айзенка, но лучше всего воспользоваться работой, изданной в 1971 г. (Eysenck, 1971).
Однако, наиболее значительные усилия по конструированию объективных тестов, были предприняты в Иллинойсе Кэттеллом и его коллегами. Их исследования сформировали основу нашего обсуждения, как об этом и было сказано в начале главы. Cattell и Warburton (1967) приводят столь значительный перечень объективных тестов, что их психологическое значение еще предстоит осмыслить. Будущий разработчик объективных тестов должен, конечно, знать этот перечень и опробовать все подходящие тесты, содержащиеся в нем, прежде чем браться за их самостоятельную разработку.
Объективные тесты мотивов или динамики
Все, что до сих пор было сказано о разработке объективных тестов, касается измерения темперамента. Очевидно, что таксономия типов тестов в равной степени применима и к объективным тестам мотивов. То же касается и второго подхода, основанного на изучении результатов факторного анализа. Тем не менее, Кэттеллом и его коллегами были предложены определенные принципы для разработки объективных тестов мотивов, которые не применимы к тестам темперамента, их мы сейчас и обсудим.
Принципы конструирования объективных тестов мотивов были подробно описаны в следующих работах: Cattell (1957), Cattell и Warburton (1967), Cattell и Child (1975), Cattell и Kline (1977). Здесь вы найдете краткое изложение этих принципов, вполне удовлетворяющее потребности разработчика тестов.

Содержание раздела